Умные вторники

Английский язык

Онлайн занятия от
Эко-продленки «Кон-Тики»

Путешествуйте дома. Фотовыставка

Люди особого назначения. Фотовыставка

Путешествуй дома. Древние города. Фотовыставка

Война в объективе военкоров "Известий". Фотовыставка

Художники в кино. Фотовыставка

Современная промышленность Нижегородской области. Фотовыставка

Умные вторники

Сад им. Баумана
совместно
с ЦУН Библиотекой им. Н.А. Некрасова
-
летом 2019 года запустил
«Умные вторники»


Приятно провести время в уютной тени деревьев исторического Сада
и узнать что-то новое можно было на лекциях каждый вторник с 19:00 до 20:30
Лекции проходили на главной сцене «Ракушка»:


«На краю света: питание в экстремальных ситуациях»

Читает Дмитрий Нестеренко - кандидат географических наук, автор цикла передач на радио «Маяк» о кругосветных путешествиях, странах и регионах.
Как продержаться 135 дней в Антарктиде на одних пингвинах? Чем подкрепиться погонщику верблюдов на пути в Средиземноморье? Всегда ли «Баунти» — это райское наслаждение? О злосчастных саженцах хлебного дерева, супе из чайника, пуэре с молоком яка, воде с червями и деликатесе в виде морского льва.

«Похищение голландского торгового фрегата ХVIII века: о пиратстве морском и книжном»

Профессор кафедры германской и кельтской филологии МГУ имени М.В. Ломоносова Екатерина Сквайрс, ведущий преподаватель нидерландского языка кафедры германской и кельтской филологии МГУ Екатерина Владимировна Терешко и студентка филологического факультета МГУ им. Ломоносова Евгения Бурцева рассказали о своем проекте по переводу нидерландского издания о похищении фрегата XVIII века.
Об идее издания книги на русском, судовом журнале капитана Кейтела, пьянстве и безумных идеях захвативших корабль матросов, освещении бунта в прессе, посвященной событию песне, книжном плагиате, орфографических ошибках в тексте и сложностях перевода.

Свободные формы танца: след Айседоры спустя сто лет

Читает Екатерина Васенина - искусствовед, исследователь современного танца, автор проекта dancewriter.ru и книг о современной хореографии.
О сложной судьбе наследия Айседоры Дункан, о возрождении и переосмыслении этих телесных практик в современности, о сегодняшней актуальности феминистского подтекста освобождения тела Айседоры Дункан и о танц-кооперативе «Айседорино Горе».

Музыкальное движение: истоки и современная практика

Читает Аида Айламазьян - художественный руководитель и директор Центра музыкально-пластического развития «Гептахор» имени С.Д. Рудневой, кандидат психологических наук.
О предпосылках создания свободного танца, его связи с новым общественным сознанием, интересе к фольклору и античности, практиках самосовершенствования, концепции синтеза искусств, понимании танца Айседоры, основательницах студии «Гептахор», теории и методах обучения осмысленным жестам, музыкальных упражнениях-играх.

Изадора, мы любим тебя, но кто вы, месье Жак?

Читает - Елена Романова, преподаватель ритмики, художественный руководитель творческой лаборатории МССМШ им. Гнесиных «Ритм-театр», член Итальянской ассоциации ритмики Далькроза.
О поездке Далькроза в Алжир, создании авторской системы ритмики и придуманных им жестах, постановке его студентов оперы «Орфея» Глюка, открытии первых курсов ритмики в России, уникальном стиле танцовщицы Мэри Вигман и экспрессивном танце Рудольфа фон Лабана.

Танец будущего Айседоры Дункан: философия и практика

Читает - Елена Юшкова, кандидат искусствоведения, исследователь российского пластического театра и творчества Айседоры Дункан
О технике Дункан, выборе музыки для выступлений, открытии собственных школ, источнике вдохновения, отображении природы и воли в движениях, сакральном статусе танца и наследии Дункан.

Поэт-киноглаз: кинематограф в творчестве поэта

Читает - Асса Новикова, киновед, создатель паблика «С красной строки»
Документалист Дзига Вертов дружил с Маяковским и говорил, что тот по-особому видел мир. Какие приемы, характерные для авангардного кино, поэт использовал в своем творчестве? Почему забраковывались его сценарии? И как Маяковский возвращался на экран в творчестве режиссеров 60-х годов? Ответы на эти и другие вопросы — в финальной лекции цикла.

Я сразу смазал карту будня: Маяковский и изобразительное искусство

Читает - Асса Новикова киновед, создатель паблика «С красной строки»
С самого начала творческого пути деятельность Маяковского была связана с живописью и графикой. Он позировал прославленному Репину и сам рисовал дружеские шаржи на знакомых. Иллюстрации к произведениям Маяковского делали самые известные художники своего времени. Сохранились свидетельства Александра Родченко, Антона Лавинского, Николая Купреянова о том, что они всегда выполняли свои иллюстрации под четким руководством Маяковского. Об этом романе поэта с визуальным искусством — в третьей лекции цикла.

Советский Союз глазами иностранцев: путевые заметки 1920–1930-х

Читает - Асса Новикова киновед, создатель паблика «С красной строки»
Советский проект в 1920–1930-е годы привлекал внимание всего мира. Увидеть «русское чудо» собственными глазами хотели многие западные интеллектуалы: Вальтер Беньямин, Луи-Фердинанд Селин, Герберт Уэллс... Поль Моран писал ехидный памфлет «Я жгу Москву», посвященный Маяковскому. О самых знаменитых западных путешественниках того времени и о том, как современники реагировали на их путевые заметки.

От Маяковского до Чуковского: любимые сюжеты советского детства

Читает - Асса Новикова киновед, создатель паблика «С красной строки»
Формирование новой детской литературы было одним из важных аспектов культурной политики Советского Союза в 1920–1930-е годы. «Любить детей — это и курица умеет. А вот уметь воспитывать их — это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни», — поучал в 1927 году буревестник революции Максим Горький. На первой лекции цикла мы поговорим о тех произведениях, которые составили своеобразный канон детской литературы. За что запрещали «Крокодил» Корнея Чуковского? Какие газетные штампы использовал Владимир Маяковский в своем первом произведении для детей? И кто был прототипом рассеянного с улицы Бассейной?
Библиотека им. Н.А Некрасова

Белые медведи в Русской Арктике. Мифы и реальность

Читает Михаил Иванов - зоолог, орнитолог, фотограф, сотрудник биологического музея им. К.А. Тимирязеваа
О схожести шерсти с оптоволокном и следствиях освоения Арктики, о причинах таяния ледников и рекордных медвежьих заплывах, о правилах охоты на нерп (для медведей) и правилах поведения при встрече с медведем (для людей), о медвежьем каннибализме и человеческой глупости.

"Ворон считать престижно”

Ольга Калашникова - орнитолог, старший научный сотрудник биологического музея им. К.А. Тимирязева
Колибри официально водятся в России. Коршуны таскают в гнездо окурки, целлофановые пакеты и другой мусор белого цвета. Одна из причин практически полного исчезновения овсянки-дубровника — аппетит китайцев. Самым близким родственником голубей оказывается фламинго, а хищных орлов и соколов — курица. Еще больше фактов, которые доказывают, что орнитология одна из самых увлекательных наук, — в лекции Ольги Калашниковой.

"Взгляд из-за рубежа: мифы и факты о России глазами французов”

Русина Шихатова - переводчик с французского, журналист, автор телеграм-канала «Франция рядом»
Русина Шихатова рассказывает об образе России во французской литературе и прессе. О книге «Михаил Строгов» Жюля Верна и автобиографическом романе «В лесах Сибири» французского писателя Сильвена Тэссона о его путешествии на Байкал, о различиях изображений Путина на обложках правых и левых изданий, карикатурах и манипуляции фактами.

"История московских парков”

Читает: Денис Ромодин - известный архитектурный краевед, урбанист, специалист по истории московской архитектуры ХХ века, кандидат политических наук, старший научный сотрудник ГЦМСИР
О зеленых зонах столицы — от декоративного сада на Воронцовом поле при дворе Ивана III и первого публичного парка при дворце Лефорта до современных «Зарядья», «Ходынского поля» и «Тюфелевой рощи» на территории бывшего ЗИЛа.

"Полевая работа в селе и в городе. На примере Ямала, Ханты-Мансийского округа, Чукотки и Москвы”

Читает: Дмитрий Опарин - кандидат исторических наук, антрополог, старший преподаватель исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, научный сотрудник НИУ ВШЭ, научный сотрудник Музея М.А. Булгакова
Дмитрий Опарин рассказывает о своих экспедициях и делится важными выводами о работе исследователя. О ключевых понятиях в антропологии, сложностях в исследовании горожан, связи коренных народов Чукотки с Америкой, ритуалах кормления предков и разнице в восприятии времени у европейцев и эскимосов.

"История Москвы в рассказах горожан”

Рассказывают: Ольга Христофорова - фольклорист, антрополог, доктор филологических наук, кандидат культурологии, ведущий научный сотрудник РАНХиГС, директор центра типологии и семиотики фольклора РГГУ, профессор центра социальной антропологии РГГУ. Наталья Петрова - фольклорист, антрополог, кандидат филологических наук, научный сотрудник Центра исследований фольклора и антропологии города МВШСЭН, методист Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ.
О прошлом Нагатинского Затона и московском детстве 50-х, воспоминания о мороженом и московских банях, старьевщиках и стилягах, «Ростиксе» и юродивых.

"Трезвые села России: как появляются «территории трезвости»”

Читает Варвара Зотова социолог исследовательской группы «Циркон», преподаватель социологии РГГУ
Существуют села, в которых действует «сухой закон», добровольно установленный самими жителями, — их называют «территории трезвости». Подобные села есть во многих регионах России, но наиболее передовой опыт в деле борьбы за трезвость показала Республика Саха (Якутия), в которой уже 182 села объявили себя непьющими. Из лекции вы узнаете, какие бывают модели возникновения сельских «территорий трезвости», с какими проблемами сталкиваются и как развлекаются люди, живущие там, где не продают алкоголь.

"Эзотерики, казаки и виноделы: что объединяет сообщества Краснодарского края”

Лев Калиниченко - социолог ФОМ; Мария Перминова - культуролог ФОМ
Три истории о людях с кардинально разными ценностями, практиками, взглядами, которые живут в радиусе всего лишь 100 км друг от друга: разговор с кубанскими казаками о настоящем и прошлом казачества, о балачке (казачьем языке) и школе для казачат; интервью с гаражными виноделами о том, как они зарабатывают без продажи вина, о проекте «Винная деревня» и работе в кооперативе; о происхождении дольменов, их влиянии на человека и о самих краснодарских дольменщиках. Каждая история сопровождается документальным видео.

"Канск вместо Канн: как городская антропология меняет взгляд на путешествия”

Читает Катерина Кожевина - социолог ФОМ, руководитель проекта «Заповедник»
Что такое музейная оптика и как простая табличка может привлечь толпы людей? Почему, когда мы покупаем билет в музей, мы покупаем истории? Как город Канск зарабатывает на своем названии? Почему спальные районы могут быть интереснее, чем швейцарские курорты? Что делает туриста туристом и что общего между ним и антропологом? И можно ли стать путешественником в собственном городе, отправившись на кладбище, поговорив с таксистом, сходив на блошиный рынок или найдя клуб любителей канареек?

"Деревня, не видная с дачи: как живут изолированные селения России”

Читает Артемий Позаненко - социолог, аналитик лаборатории муниципального управления НИУ ВШЭ
Многие российские посёлки и деревни находятся вдали от транспортных магистралей и не имеют связи с ближайшими городами. Поэтому их жители оказываются один на один с отсутствием учителей, полицейских, врачей, с безработицей и пустыми полками в магазинах. Что значит в России слабая и сильная изоляция населенного пункта и почему полностью изолированные поселки оказываются более перспективными, чем относительно изолированные? На что живут, как взаимодействуют друг с другом и как понимают свою свободу их жители?

"Феномен театрального буфета. Когда и почему в театре появилась еда?”

Антон Хитров - театральный критик, журналист.
О фестивальном театре в Древней Греции, способе знакомств в испанском театре XVI века, продавцах еды в лондонском театре эпохи Шекспира, первоначальном значении слова «буфет», власти буфетчиков в русских театрах, буфете как части театрального опыта, идеальном меню по мнению Вахтангова и блюдах в театрах Америки и Европы.

"Сити-фермерство — профессия будущего и новые возможности для малого бизнеса”

Лекцию читает Татьяна Дубовская - основатель школы сити-фермеров «УрбаниЭко», сооснователь сити-фермы «Местные корни», лидер сообщества по развитию сити-фермерства в России.
О проблемах голода и экологии, темпах урбанизации, появлении насекомых и других новых продуктов в рационе человека, вертикальных фермах и грядках в колоннах, необходимых стройматериалах для выращивания растений, развитии локальных ферм и школе сити-фермерства.

"Огород на подоконнике”

Лекцию читает Надежда Жданова - кандидат биологических наук, представитель международного гастрономического движения Slow Food по воспитанию культуры питания и осознанному потреблению в Москве.
Об успешных примерах городских огородов, проблеме пищевых отходов, истории движения «Слоу Фуд», инструкции, как вырастить имбирь, неприхотливости кресс-салата, тонкостях выращивания огурцов, клубники и базилика.

“Функциональный подход к выбору растений для дома”

Лекцию читает Артюшина Ирина - кандидат биологических наук, идеолог проекта Oz-land.
О важных параметрах среды, «эстетотерапевтической» функции растений, синдроме «нездорового здания», пользе филодендрона и хлорофитума, тонизирующих растениях для офиса, эффекте обоев с цветами и идеях для зеленого оформления интерьера.

Пять правил заботы о комнатных растениях

Лекцию читает Елена Михеечева - почетный работник культуры г. Москвы, заведующая отделом ботаники Государственного биологического музея имени К.А. Тимирязева.
О классификации растений, правилах пересадки, выборе правильного горшка, эффектах от купания, капельном и фитильном поливах, а также о неприхотливых, ядовитых, капризных и теневыносливых растениях.

«Чавкая чуингамом»: как жвачка прилипла к русской литературе

Лекцию читает Игорь Кириенков – филолог и критик.
О примерах «протожвачки» у древних народов и истории начала массового производства, сравнении жевательной резинки с литературным трудом, ее связи с путешествиями, политическом значении жвачки и использовании ее как символа бессмысленности, праздности и лени.

Винегрет: еда, кино и мода

Лекцию читает Катерина Крупнова - соавтор и сооснователь проекта о кино и моде CineModa
О смертельной трапезе в фильме «Большая жратва», абсурдистском фильме «Скромное обаяние буржуазии», культовой пиццерии в Неаполе из «Ешь, молись, люби», сцене убийства омара из «Джули и Джулия», страданиях художника по костюмам картины «Здравствуйте, я ваша тетя!», загадке платья героини Нади из «Иронии судьбы» и любимом блюде детектива Коломбо.

Весь архив лекций можно найти на nekrasovka.ru