Умные вторники

Английский язык

Онлайн занятия от
Эко-продленки «Кон-Тики»

Путешествуйте дома. Фотовыставка

Люди особого назначения. Фотовыставка

Путешествуй дома. Древние города. Фотовыставка

Война в объективе военкоров "Известий". Фотовыставка

Художники в кино. Фотовыставка

Современная промышленность Нижегородской области. Фотовыставка

Умные вторники

Сад им. Баумана
совместно
с ЦУН Библиотекой им. Н.А. Некрасова
-
летом 2019 года запустил
«Умные вторники»


Приятно провести время в уютной тени деревьев исторического Сада
и узнать что-то новое можно было на лекциях каждый вторник с 19:00 до 20:30
Лекции проходили на главной сцене «Ракушка»:


Тема лекции: Расцвет и закат дореволюционного кинематографа в Москве

Читает: Софья Штробель - киновед, долгое время проработалаассистентом режиссера и вторым режиссером на киностудии «Мосфильм»
Первая и главная кинозвезда российского дореволюционного кинематографа, Иван Мозжухин, под конец жизни начал сильно злоупотреблять алкоголем, хотя когда-то прославился именно благодаря роли борца с алкоголем в научно-популярной кинокартине «Пьянство и его последствия». Самой популярной картиной с участием «королевы экрана» Веры Холодной оказались, по злой иронии, «Похороны Веры Холодной». О том, как закончился отечественный дореволюционный кинематограф — в записи лекции.

Курс лекций: Синематограф старой Москвы - Тема лекции: Киномагнаты Российской Империи

Читает: Софья Штробель - киновед, долгое время проработалаассистентом режиссера и вторым режиссером на киностудии «Мосфильм».
Какая картина в истории дореволюционного кинематографа получила славу самой быстрой? Какие чудеса случились с архиереем Саввинского подворья на детском киносеансе? Как победить скептицизм артистов театра перед съёмками в кино? О том, как кинозрители пришли на премьеру, а увидели на экране себя.

Курс лекций: Синематограф старой Москвы - Тема лекции: Начало большого пути

Читает Софья Штробель - киновед, долгое время проработалаассистентом режиссера и вторым режиссером на киностудии «Мосфильм».
Какая улица Москвы была самой кинематографической и где находился кинотеремок? Почему ночные показы фильмов «парижского жанра» для состоятельной публики обладали плохой репутацией? Какую оперу можно слушать в пост? Как собрать кинотеатр 1904-го года из подручных средств? О том, как залежи киноплёнки привели к возникновению кинопрокатов, и как пришло понимание необходимости производства собственного российского кино.

c

Романтизм как обман зрения - Курс лекций по английской литературе
«Оскар Уайльд: несчастливый принц»

Читает Олеся Карпачева - кандидат культурологии, лектор по английской и американской литературе.
К нему как ни к кому другому подходят слова: «Создавайте легенды о себе, боги начинали с этого!» Дерзкий, остроумный, обаятельный. Его ждут в каждом салоне Лондона, им восхищаются, с ним мечтают поговорить. И буквально в один миг жизнь писателя была разрушена. Законодатель мод, денди, эстет, нарушитель установленных норм и, наконец, аморальный эгоист. Кем был на самом деле Оскар Уайльд? О чем его романы «Портрет Дориана Грея» и «Тюремная исповедь»? О морали или только о красоте?

Романтизм как обман зрения - Курс лекций по английской литературе
«Скелеты в шкафу сестер Бронте»

Читает Олеся Карпачева - кандидат культурологии, лектор по английской и американской литературе.
За что мы любим «Джен Эйр» и «Грозовой перевал», и что пугает нас в этих книгах? Как одинокие девочки, выросшие на йоркширских пустошах в доме сурового отца-священника, смогли создать такие страстные и исполненные чувственной драмы истории? Воспитанные в строгости, почти аскетической, образцовые и покорные своей судьбе сельские учительницы — как им удалось так правдиво изобразить героев-бунтарей? Не доверявшие романтической любви в своей собственной жизни, они сотворят самые проникновенные любовные романы. Сестры оставили много вопросов своим читателям.

Романтизм как обман зрения - Курс лекций по английской литературе
«Байрон: шальной, дурной и опасный для общения»

Читает - Олеся Карпачева, кандидат культурологии, лектор по английской и американской литературе.
Можно сказать, что он был первой звездой тех времен, сравнимой по скандальности с современными звездами Голливуда. Его любили и ненавидели одинаково сильно, а тщательно создаваемый на публике образ непонятого героя-одиночки остался в истории как байронический. Влюбленный Байрон и Байрон — Дон Жуан исключительно свободен в проявлениях своей чувственности. Он бежит из одного скоротечного романа в другой, лишь бы быть все время кем-то увлеченным. Жестокий нарцисс в поисках собственного отражения в каждом встречном. Байрон не только был поэтом, но и прожил жизнь поэта. Сегодня мы назовем это деструктивное поведение — «жить быстро и умереть молодым».

Место действия — Театр на Таганке. Рождение новой Таганки

Читает - Елена Груева, директор творческих проектов Театра на Таганке, эксперт фестиваля «Золотая маска», член жюри Фестиваля малых городов России.
Об успехе спектакля «Добрый человек из Сезуана», легендарном кабинете Любимова, особой атмосфере в зрительном зале, публичных обсуждениях новых постановок, экспериментах молодых режиссеров и сценаристов.

Место действия — МХАТ. Часть II. От Булгакова до Табакова

Читает - Мария Полканова, заслуженный работник культуры, театровед, заместитель директора по научной работе Музея МХАТ.
Об открытии музея при театре, 278 отрицательных отзывах на «Дни Турбиных» Булгакова, разговоре писателя со Сталиным, истории эвакуации труппы из Минска во время войны, последнем спектакле Станиславского, разделе театра при Ефремове, «Зойкиной квартире» в постановке Серебренникова и «Братьях Карамазовых» Богомолова.

Место действия — МХАТ. Часть I. От МХОТ до МХАТ

Читает Мария Полканова - заслуженный работник культуры, театровед, заместитель директора по научной работе Музея МХАТ.
О возникновении Общества искусства и литературы, первой встрече Станиславского, Чехова и Немировича-Данченко, новых правилах поведения в Художественном театре, самой первой постановке, ставшей талисманом театра, долгом поиске интонации для чтения «Чайки», уроках поцелуев от Чехова, страстях во время спектакля «Братья Карамазовы», походе актеров спектакля «На дне» на Хитровский рынок и четырех годах подготовки «Гамлета».

Место действия — Театр сатиры. Смех сквозь время

Читает Нина Карпова - руководитель литературно-драматургической части театра, театральный критик, член жюри и эксперт многочисленных столичных и российских театральных фестивалей.
О случайном возникновении Театра сатиры на месте театра «Кривой Джимми», новом жанре «театр-обозрение», пьесах Эрдмана и Булгакова, работе актеров в концертных бригадах во время войны, переезде в новое здание, репертуарных решениях Плучека и звездном составе труппы.

Горячая и холодная. Краткая история водоснабжения в Москве

Читает Андрей Клюев - географ, москвовед, экскурсовод проекта «Москва глазами инженера».
Когда и для кого сделали первый московский водопровод? Сколько литров воды приходилось на каждого москвича 150 лет назад и сколько сейчас? Какая катастрофа привела к необходимости построить в Москве водопровод? Почему Ростокинский акведук нарекли «Миллионным мостом»? Нужны ли фонтаны только для красоты? Откуда Москва получила первую водопроводную воду? Что пили москвичи 100 лет назад и что пьют сейчас? Почему превращение Москвы в «порт пяти морей» было второстепенной и побочной задачей? Что в городе сохранилось от старейших систем водоснабжения? Какое будущее ждет московский водопровод?

Артефакты Москвы

Читает Александр Иванов - краевед, картограф, экскурсовод, основатель проекта «Квест-город».
Многие из нас не обращают внимания на городские детали. Помимо разнообразной архитектуры и огромного количества интересных фасадов, за бортом остается самое редкое и уникальное — вывески магазинов, старинная реклама, адресные таблички, автографы архитекторов, клейма на кирпичах, люках и многое другое. Эти артефакты — призраки прошлого, они сохранились случайно, но стали важными элементами городской среды. В каждой из этих табличек и вывесок скрыта история людей, вложивших душу в развитие города много лет назад.

Архитектурная история Басманного района

Читает: Дмитрий Беззубцев - историк архитектуры, сопредседатель историко-культурного общества «Московские древности».
О великокняжеских садах на Покровке и любимых формах русской архитектуры XVII века, несохранившейся церкви Успения Богородицы и нарышкинском барокко, о регулярной застройке в Немецкой слободе и специальном озере для катания на лодках, о неудавшемся сносе Моссоветом Никитской церкви и характерных особенностях готического стиля в русской архитектуре.

Интерьер московских квартир от конца XIX до конца XX века

Читает Денис Ромодин - известный архитектурный краевед, урбанист, специалист по истории московской архитектуры ХХ века, кандидат политических наук, старший научный сотрудник ГЦМСИР.
Московская квартира за последние сто с лишним лет претерпела существенные изменения. Московские жилые дома росли ввысь, менялась сетка городских улиц, менялись и габариты жилых помещений. За это время несколько раз москвичи принимались бороться с мещанством: избавлялись от лишней мебели, домашних растений и даже семейных отношений. И несколько раз традиционный подход к обстановке квартиры и образу жизни брал свое. Так что же менялось, а что осталось незыблемым?

Архитектура московского модерна

Читает Регина Нехаева - искусствовед Школы популярного искусства «OP POP ART».
На рубеже XIX и XX веков в Москве появилось множество зданий в стиле модерн — от особняков до государственных контор, но не прошло и 15 лет, как модерн так же стремительно вышел из архитектурной моды. Почему? Что произошло? Как ориентироваться в многообразии архитектурных школ? И чем отличается русский модерн от европейского?

Подземный мегаполис: от погребов к метрополитену

Читает: Даниил Давыдов - диггер, москвовед, руководитель отдела архитектурных подземных исследований ВООПиК.
О Москве XII века, строительстве водопровода и канализации, слуховых подземельях Китайгородской стены и оборонительной системе монастырей, уникальном коллекторе Неглинки, куда спускался Гиляровский, пустотах под землей, оставшихся от Дорогомиловских каменоломней, и наземных свидетельствах рек, текущих сегодня только под землей.

Образ города в пространстве метро

Читает: Мария Никитина - историк архитектуры, ведуший методист Музея Москвы, преподаватель Клуба юных искусствоведов ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Каким должно было быть метро согласно первому плану 1902 года? На каких станциях можно увидеть египетские и греческие мотивы, а где искать древнерусскую архитектуру? В каком вестибюле окна напоминают кинопленку, а в каком колонны похожи на мавзолей? Что общего между «Семеновской» и «Теплым станом», «Маяковской» и «Красносельской»?

Архитектурная идентичность Москвы

Читает: Мария Никитина - историк архитектуры, ведуший методист Музея Москвы, преподаватель Клуба юных искусствоведов ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Об идее Москвы как второго Иерусалима, специальных постройках в честь победы над турками, сочетании элементов крепости и храма в архитектуре Петровского путевого дворца, доме-акрополе Шехтеля, советских воплощениях античных памятников, горизонтальных небоскребах Лисицкого, зарубежных цитатах в советском модернизме, символическом центре столицы на Воробьевых горах, диалоге классики и готики в постройках Симоновой слободы и петербургской застройке района Миусы.

Частная история города

Читает Дмитрий Опарин - кандидат исторических наук, антрополог, старший преподаватель исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, научный сотрудник НИУ ВШЭ, научный сотрудник Музея М.А. Булгакова.
В увлекательном и насыщенном фактами выступлении — рассказ об истории квартир дома на Большой Садовой, о тех самых пончиках на Тверской и исчезнувшем Тишинском рынке, о появлении в Москве национальных журналов, о субъективности антропологического исследования и работе в московских архивах, о книгах и фотографиях из семейных собраний.

Архитектурная история Басманного района

Читает Дмитрий Беззубцев - историк архитектуры, сопредседатель историко-культурного общества «Московские древности».
О великокняжеских садах на Покровке и любимых формах русской архитектуры XVII века, несохранившейся церкви Успения Богородицы и нарышкинском барокко, о регулярной застройке в Немецкой слободе и специальном озере для катания на лодках, о неудавшемся сносе Моссоветом Никитской церкви и характерных особенностях готического стиля в русской архитектуре.

На берегу Маклая

Читает: Дмитрий Нестеренко - кандидат географических наук, автор цикла передач на радио «Маяк» о кругосветных путешествиях, странах и регионах
Николай Николаевич Миклухо-Маклай — русский этнограф, антрополог, биолог и путешественник, изучавший коренное население Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании, в том числе папуасов северо-восточного берега Новой Гвинеи, называемого Берегом Маклая. Мы отправимся по его следам, посетим множество островов и узнаем, какие слова из русского языка перешли в язык папуасов.

Вторая лекция цикла: "Неизвестный континент: как русские открыли Антарктиду"

Лекцию читает: Дмитрий Нестеренко - кандидат географических наук, автор цикла передач на радио «Маяк» о кругосветных путешествиях, странах и регионах.
Двести лет назад — в конце января 1820 года — русские мореплаватели Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев открыли Антарктиду. Ранее предполагаемый южный континент часто считали частью Южной Америки или Австралии. Первая русская антарктическая экспедиция обогнула льды и подтвердила существование шестого материка. На лекции мы поговорим о плавании во льдах, посетим множество стран по дороге и обсудим, кто же первым ступил на землю шестого континента.

В 2020 году в России появился новый профессиональный праздник — День географа, он будет отмечаться 18 августа. В этот день в 1845 году было основано Русское географическое общество. В рамках проекта «Умные вторники» в Саду Баумана говорили о русских путешественниках — Крузенштерне и Лисянском, Лазареве и Беллинсгаузене, Миклухо-Маклае и Пржевальском.

Первая лекция цикла: "Пусть реет русский флаг: первое кругосветное путешествие Крузенштерна и Лисянского»

Лекцию читает: Дмитрий Нестеренко - кандидат географических наук, автор цикла передач на радио «Маяк» о кругосветных путешествиях, странах и регионах.
На лекции мы поговорим о первой кругосветной экспедиции И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского. О том, как два капитана обогнули земной шар впервые под флагом российского военного флота вопреки жестоким обстоятельствам, которые препятствовали их мечте. Мы побываем на тропических островах, в Японии и посетим Русскую Америку.

«На краю света: питание в экстремальных ситуациях»

Читает Дмитрий Нестеренко - кандидат географических наук, автор цикла передач на радио «Маяк» о кругосветных путешествиях, странах и регионах.
Как продержаться 135 дней в Антарктиде на одних пингвинах? Чем подкрепиться погонщику верблюдов на пути в Средиземноморье? Всегда ли «Баунти» — это райское наслаждение? О злосчастных саженцах хлебного дерева, супе из чайника, пуэре с молоком яка, воде с червями и деликатесе в виде морского льва.

«Похищение голландского торгового фрегата ХVIII века: о пиратстве морском и книжном»

Профессор кафедры германской и кельтской филологии МГУ имени М.В. Ломоносова Екатерина Сквайрс, ведущий преподаватель нидерландского языка кафедры германской и кельтской филологии МГУ Екатерина Владимировна Терешко и студентка филологического факультета МГУ им. Ломоносова Евгения Бурцева рассказали о своем проекте по переводу нидерландского издания о похищении фрегата XVIII века.
Об идее издания книги на русском, судовом журнале капитана Кейтела, пьянстве и безумных идеях захвативших корабль матросов, освещении бунта в прессе, посвященной событию песне, книжном плагиате, орфографических ошибках в тексте и сложностях перевода.

Свободные формы танца: след Айседоры спустя сто лет

Читает Екатерина Васенина - искусствовед, исследователь современного танца, автор проекта dancewriter.ru и книг о современной хореографии.
О сложной судьбе наследия Айседоры Дункан, о возрождении и переосмыслении этих телесных практик в современности, о сегодняшней актуальности феминистского подтекста освобождения тела Айседоры Дункан и о танц-кооперативе «Айседорино Горе».

Музыкальное движение: истоки и современная практика

Читает Аида Айламазьян - художественный руководитель и директор Центра музыкально-пластического развития «Гептахор» имени С.Д. Рудневой, кандидат психологических наук.
О предпосылках создания свободного танца, его связи с новым общественным сознанием, интересе к фольклору и античности, практиках самосовершенствования, концепции синтеза искусств, понимании танца Айседоры, основательницах студии «Гептахор», теории и методах обучения осмысленным жестам, музыкальных упражнениях-играх.

Изадора, мы любим тебя, но кто вы, месье Жак?

Читает - Елена Романова, преподаватель ритмики, художественный руководитель творческой лаборатории МССМШ им. Гнесиных «Ритм-театр», член Итальянской ассоциации ритмики Далькроза.
О поездке Далькроза в Алжир, создании авторской системы ритмики и придуманных им жестах, постановке его студентов оперы «Орфея» Глюка, открытии первых курсов ритмики в России, уникальном стиле танцовщицы Мэри Вигман и экспрессивном танце Рудольфа фон Лабана.

Танец будущего Айседоры Дункан: философия и практика

Читает - Елена Юшкова, кандидат искусствоведения, исследователь российского пластического театра и творчества Айседоры Дункан
О технике Дункан, выборе музыки для выступлений, открытии собственных школ, источнике вдохновения, отображении природы и воли в движениях, сакральном статусе танца и наследии Дункан.

Поэт-киноглаз: кинематограф в творчестве поэта

Читает - Асса Новикова, киновед, создатель паблика «С красной строки»
Документалист Дзига Вертов дружил с Маяковским и говорил, что тот по-особому видел мир. Какие приемы, характерные для авангардного кино, поэт использовал в своем творчестве? Почему забраковывались его сценарии? И как Маяковский возвращался на экран в творчестве режиссеров 60-х годов? Ответы на эти и другие вопросы — в финальной лекции цикла.

Я сразу смазал карту будня: Маяковский и изобразительное искусство

Читает - Асса Новикова киновед, создатель паблика «С красной строки»
С самого начала творческого пути деятельность Маяковского была связана с живописью и графикой. Он позировал прославленному Репину и сам рисовал дружеские шаржи на знакомых. Иллюстрации к произведениям Маяковского делали самые известные художники своего времени. Сохранились свидетельства Александра Родченко, Антона Лавинского, Николая Купреянова о том, что они всегда выполняли свои иллюстрации под четким руководством Маяковского. Об этом романе поэта с визуальным искусством — в третьей лекции цикла.

Советский Союз глазами иностранцев: путевые заметки 1920–1930-х

Читает - Асса Новикова киновед, создатель паблика «С красной строки»
Советский проект в 1920–1930-е годы привлекал внимание всего мира. Увидеть «русское чудо» собственными глазами хотели многие западные интеллектуалы: Вальтер Беньямин, Луи-Фердинанд Селин, Герберт Уэллс... Поль Моран писал ехидный памфлет «Я жгу Москву», посвященный Маяковскому. О самых знаменитых западных путешественниках того времени и о том, как современники реагировали на их путевые заметки.

От Маяковского до Чуковского: любимые сюжеты советского детства

Читает - Асса Новикова киновед, создатель паблика «С красной строки»
Формирование новой детской литературы было одним из важных аспектов культурной политики Советского Союза в 1920–1930-е годы. «Любить детей — это и курица умеет. А вот уметь воспитывать их — это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни», — поучал в 1927 году буревестник революции Максим Горький. На первой лекции цикла мы поговорим о тех произведениях, которые составили своеобразный канон детской литературы. За что запрещали «Крокодил» Корнея Чуковского? Какие газетные штампы использовал Владимир Маяковский в своем первом произведении для детей? И кто был прототипом рассеянного с улицы Бассейной?
Библиотека им. Н.А Некрасова

Белые медведи в Русской Арктике. Мифы и реальность

Читает Михаил Иванов - зоолог, орнитолог, фотограф, сотрудник биологического музея им. К.А. Тимирязеваа
О схожести шерсти с оптоволокном и следствиях освоения Арктики, о причинах таяния ледников и рекордных медвежьих заплывах, о правилах охоты на нерп (для медведей) и правилах поведения при встрече с медведем (для людей), о медвежьем каннибализме и человеческой глупости.

"Ворон считать престижно”

Ольга Калашникова - орнитолог, старший научный сотрудник биологического музея им. К.А. Тимирязева
Колибри официально водятся в России. Коршуны таскают в гнездо окурки, целлофановые пакеты и другой мусор белого цвета. Одна из причин практически полного исчезновения овсянки-дубровника — аппетит китайцев. Самым близким родственником голубей оказывается фламинго, а хищных орлов и соколов — курица. Еще больше фактов, которые доказывают, что орнитология одна из самых увлекательных наук, — в лекции Ольги Калашниковой.

"Взгляд из-за рубежа: мифы и факты о России глазами французов”

Русина Шихатова - переводчик с французского, журналист, автор телеграм-канала «Франция рядом»
Русина Шихатова рассказывает об образе России во французской литературе и прессе. О книге «Михаил Строгов» Жюля Верна и автобиографическом романе «В лесах Сибири» французского писателя Сильвена Тэссона о его путешествии на Байкал, о различиях изображений Путина на обложках правых и левых изданий, карикатурах и манипуляции фактами.

"История московских парков”

Читает: Денис Ромодин - известный архитектурный краевед, урбанист, специалист по истории московской архитектуры ХХ века, кандидат политических наук, старший научный сотрудник ГЦМСИР
О зеленых зонах столицы — от декоративного сада на Воронцовом поле при дворе Ивана III и первого публичного парка при дворце Лефорта до современных «Зарядья», «Ходынского поля» и «Тюфелевой рощи» на территории бывшего ЗИЛа.

"Полевая работа в селе и в городе. На примере Ямала, Ханты-Мансийского округа, Чукотки и Москвы”

Читает: Дмитрий Опарин - кандидат исторических наук, антрополог, старший преподаватель исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, научный сотрудник НИУ ВШЭ, научный сотрудник Музея М.А. Булгакова
Дмитрий Опарин рассказывает о своих экспедициях и делится важными выводами о работе исследователя. О ключевых понятиях в антропологии, сложностях в исследовании горожан, связи коренных народов Чукотки с Америкой, ритуалах кормления предков и разнице в восприятии времени у европейцев и эскимосов.

"История Москвы в рассказах горожан”

Рассказывают: Ольга Христофорова - фольклорист, антрополог, доктор филологических наук, кандидат культурологии, ведущий научный сотрудник РАНХиГС, директор центра типологии и семиотики фольклора РГГУ, профессор центра социальной антропологии РГГУ. Наталья Петрова - фольклорист, антрополог, кандидат филологических наук, научный сотрудник Центра исследований фольклора и антропологии города МВШСЭН, методист Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ.
О прошлом Нагатинского Затона и московском детстве 50-х, воспоминания о мороженом и московских банях, старьевщиках и стилягах, «Ростиксе» и юродивых.

"Трезвые села России: как появляются «территории трезвости»”

Читает Варвара Зотова социолог исследовательской группы «Циркон», преподаватель социологии РГГУ
Существуют села, в которых действует «сухой закон», добровольно установленный самими жителями, — их называют «территории трезвости». Подобные села есть во многих регионах России, но наиболее передовой опыт в деле борьбы за трезвость показала Республика Саха (Якутия), в которой уже 182 села объявили себя непьющими. Из лекции вы узнаете, какие бывают модели возникновения сельских «территорий трезвости», с какими проблемами сталкиваются и как развлекаются люди, живущие там, где не продают алкоголь.

"Эзотерики, казаки и виноделы: что объединяет сообщества Краснодарского края”

Лев Калиниченко - социолог ФОМ; Мария Перминова - культуролог ФОМ
Три истории о людях с кардинально разными ценностями, практиками, взглядами, которые живут в радиусе всего лишь 100 км друг от друга: разговор с кубанскими казаками о настоящем и прошлом казачества, о балачке (казачьем языке) и школе для казачат; интервью с гаражными виноделами о том, как они зарабатывают без продажи вина, о проекте «Винная деревня» и работе в кооперативе; о происхождении дольменов, их влиянии на человека и о самих краснодарских дольменщиках. Каждая история сопровождается документальным видео.

"Канск вместо Канн: как городская антропология меняет взгляд на путешествия”

Читает Катерина Кожевина - социолог ФОМ, руководитель проекта «Заповедник»
Что такое музейная оптика и как простая табличка может привлечь толпы людей? Почему, когда мы покупаем билет в музей, мы покупаем истории? Как город Канск зарабатывает на своем названии? Почему спальные районы могут быть интереснее, чем швейцарские курорты? Что делает туриста туристом и что общего между ним и антропологом? И можно ли стать путешественником в собственном городе, отправившись на кладбище, поговорив с таксистом, сходив на блошиный рынок или найдя клуб любителей канареек?

"Деревня, не видная с дачи: как живут изолированные селения России”

Читает Артемий Позаненко - социолог, аналитик лаборатории муниципального управления НИУ ВШЭ
Многие российские посёлки и деревни находятся вдали от транспортных магистралей и не имеют связи с ближайшими городами. Поэтому их жители оказываются один на один с отсутствием учителей, полицейских, врачей, с безработицей и пустыми полками в магазинах. Что значит в России слабая и сильная изоляция населенного пункта и почему полностью изолированные поселки оказываются более перспективными, чем относительно изолированные? На что живут, как взаимодействуют друг с другом и как понимают свою свободу их жители?

"Феномен театрального буфета. Когда и почему в театре появилась еда?”

Антон Хитров - театральный критик, журналист.
О фестивальном театре в Древней Греции, способе знакомств в испанском театре XVI века, продавцах еды в лондонском театре эпохи Шекспира, первоначальном значении слова «буфет», власти буфетчиков в русских театрах, буфете как части театрального опыта, идеальном меню по мнению Вахтангова и блюдах в театрах Америки и Европы.

"Сити-фермерство — профессия будущего и новые возможности для малого бизнеса”

Лекцию читает Татьяна Дубовская - основатель школы сити-фермеров «УрбаниЭко», сооснователь сити-фермы «Местные корни», лидер сообщества по развитию сити-фермерства в России.
О проблемах голода и экологии, темпах урбанизации, появлении насекомых и других новых продуктов в рационе человека, вертикальных фермах и грядках в колоннах, необходимых стройматериалах для выращивания растений, развитии локальных ферм и школе сити-фермерства.

"Огород на подоконнике”

Лекцию читает Надежда Жданова - кандидат биологических наук, представитель международного гастрономического движения Slow Food по воспитанию культуры питания и осознанному потреблению в Москве.
Об успешных примерах городских огородов, проблеме пищевых отходов, истории движения «Слоу Фуд», инструкции, как вырастить имбирь, неприхотливости кресс-салата, тонкостях выращивания огурцов, клубники и базилика.

“Функциональный подход к выбору растений для дома”

Лекцию читает Артюшина Ирина - кандидат биологических наук, идеолог проекта Oz-land.
О важных параметрах среды, «эстетотерапевтической» функции растений, синдроме «нездорового здания», пользе филодендрона и хлорофитума, тонизирующих растениях для офиса, эффекте обоев с цветами и идеях для зеленого оформления интерьера.

Лекцию читает: Дмитрий Нестеренко - кандидат географических наук, автор цикла передач на радио «Маяк» о кругосветных путешествиях, странах и регионах

Двести лет назад — в конце января 1820 года — русские мореплаватели Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев открыли Антарктиду. Ранее предполагаемый южный континент часто считали частью Южной Америки или Австралии. Первая русская антарктическая экспедиция обогнула льды и подтвердила существование шестого материка. На лекции мы поговорим о плавании во льдах, посетим множество стран по дороге и обсудим, кто же первым ступил на землю шестого континента.

Архитектура Победы. Гражданское строительство в СССР в 1943–1955 годах

Читает - Андрей Клюев, географ, москвовед, экскурсовод проекта «Москва глазами инженера».
Почему архитектурное оформление Победы начинается еще до окончания войны? Почему в эти годы архитектурные памятники Победе преобладают над скульптурными и всеми прочими? Что общего между архитекторами Осипом Бове и Григорием Бархиным? Что общего между Францией и СССР с точки зрения архитектуры славы? Какие новые пространства освоили советские архитекторы в послевоенные годы? Какие неожиданные символы можно повсеместно встретить на зданиях тех лет? Где в СССР появилась самая необычная триумфальная арка? Что является правдой в историях про «немецкие дома», которые можно встретить во многих городах?

«Чавкая чуингамом»: как жвачка прилипла к русской литературе

Лекцию читает Игорь Кириенков – филолог и критик.
О примерах «протожвачки» у древних народов и истории начала массового производства, сравнении жевательной резинки с литературным трудом, ее связи с путешествиями, политическом значении жвачки и использовании ее как символа бессмысленности, праздности и лени.

«Чавкая чуингамом»: как жвачка прилипла к русской литературе

Лекцию читает Игорь Кириенков – филолог и критик.
О примерах «протожвачки» у древних народов и истории начала массового производства, сравнении жевательной резинки с литературным трудом, ее связи с путешествиями, политическом значении жвачки и использовании ее как символа бессмысленности, праздности и лени.

Винегрет: еда, кино и мода

Лекцию читает Катерина Крупнова - соавтор и сооснователь проекта о кино и моде CineModa
О смертельной трапезе в фильме «Большая жратва», абсурдистском фильме «Скромное обаяние буржуазии», культовой пиццерии в Неаполе из «Ешь, молись, люби», сцене убийства омара из «Джули и Джулия», страданиях художника по костюмам картины «Здравствуйте, я ваша тетя!», загадке платья героини Нади из «Иронии судьбы» и любимом блюде детектива Коломбо.

Весь архив лекций можно найти на nekrasovka.ru